«Божьи дети» — вне закона?

В Екатеринбурге опять скандал. Не успели подзабыться баталии из-за строительства храма в парковой зоне, как церковные власти вступили в конфликт с властями светскими.

Фото: Свободная прессаСвободная пресса
Видео дня

Несколько тысяч паломников отправились в традиционный крестный ход в память о гибели Николая II, приуроченный к 103-годовщине расстрела царской семьи. Вот только городские власти его запретили из-за сложной эпидемиологической обстановки: в Свердловской области за последнюю неделю были зафиксированы рекордные показатели суточного прироста заболевших коронавирусом. Да и в целом регион не слишком благополучен: общее число заразившихся уже превысило 100 тыс. человек.

Местная епархия РПЦ запрет игнорировала. Мол, нечего лезть в наши церковные дела. При этом, заметим, львиная доля забот, связанных с организацией массовых мероприятий религиозного характера, ложится на плечи именно светской власти. Организовывается сопровождение колонны машинами ГИБДД, регулируются сигналы светофоров, по пути следования дежурят бригады Скорой помощи.

В общем, несмотря на запрет, крестных ход состоялся. При этом городские власти не только проглотили факт демонстративного неподчинения, но еще и организовали полицейское сопровождение, полицейские не препятствовали верующим сходить с тротуара и двигаться по проезжей части. Интересно, если бы речь шла о политической акции, тоже бы власти были бы так деликатно-предупредительны? Не верится что-то…

— Мы имеем дело с тем, что у наших граждан появилось желание выразить свои убеждения, что на мой взгляд очень позитивно, — объясняет социолог Владимир Римский. — Вот этот крестный ход многие люди считают обязательным для себя, потому что они верят, что это выражение их православной веры, вера в святых, которые были незаконно убиты — в Николая Второго и его семью.

Мотивы людей, почему они ходят на крестный ход, недостаточно, как мне кажется, изучены. С одной стороны, это часть православной обрядности, но, с другой стороны, этот случай показывает, что для верующих это не просто «ежегодная акция», для них очень важно участвовать в этом крестном ходе, чтобы он состоялся несмотря на угрозу возможного заражения коронавирусом и т.д. То, что люди не боятся выходить на крестный ход, означает, что они субъективно думают, что их вера их оберегает, и именно потому, что они верят, считают, что с ними ничего плохого не случится.

«СП»: — Можно ли говорить о том, что в Екатеринбурге имеет место противостояние церковной и светской власти?

— Я бы одно с другим не связывал. Крестный ход — это явление именно веры, а вовсе не политическая акция. Глава региональной церкви, конечно, хочет укрепить своё влияние на православных и стать влиятельным лицом, но я не связывал бы это с политикой. Важен другой момент: одна из проблем, которую показал этот ход, это то, что его участники и им сочувствующие гражданские добродетели ставят ниже православных. Светская власть сказала — никаких мероприятий, но они нарушили запрет. Не так уж и много людей на это пошло (там 10 тысяч человек было, может, немного больше), но все они считают, что православная добродетель выше гражданской. И это — проблема, т.к. религия — частное дело граждан, а подчинение властям — всеобщая необходимость для нормального существования государства. Есть закон, который все должны соблюдать, решения органов власти обязательны для всех. И если в сознании многих людей следование закону не является обязательным, то это представляет серьёзную проблему для государства.

Кстати, то, что наши граждане не готовы следовать закону, социологи и политологи в разных исследованиях видели очень давно, еще когда существовал СССР, и постсоветское время в этом больших изменений не принесло.

«СП»: — Православные добродетели – это замечательно. Но Российская Федерация -многоконфессиональное государство. И кроме христиан, среди которых и православные, и католики, и протестанты, у нас еще есть иудеи, мусульмане и буддисты. Что будет со страной, если все они начнут ставить свои представления о добре и зле выше светских законов?

— Конечно, есть опасность для государства и общества, когда люди выбирают нормы, по которым живут. Если люди ставят нормы религии выше гражданских, то не выполняется важне
йшая обязанность гражданина перед государством. В тех же мусульманских регионах из-за такого образа жизни возникает множество проблем, т.к. архаичные традиции ставятся выше современных государственных норм. Демократии у нас не получится до тех пор, пока наши граждане разных вероисповеданий и этносов не будут готовы соблюдать общие нормы закона.

Политолог Сергей Марков, напротив, видит в ситуации, имевшей место в Екатеринбурге, проявление мудрости со стороны чиновников.

— Давайте не забывать: «Глас народа – глас Божий». У нас чётко разделяются люди продвинутые, участники разных проектов, экономических, политических, они должны строго соблюдать законы во избежание репрессий. А простые граждане — как божьи дети для власти, их глас — как глас Божий для власти, им разрешено нарушать законы, потому что они сами являются фундаментом закона, и они же являются основанием для изменения любых законов.

«СП»: — Не станет ли этот крестный ход неприятным прецедентом, когда власть закрыла глаза на то, что ее решение было проигнорировано?

— Так это же прецедент не единственный. Наиболее яркий был связан с монетизацией льгот. Народ сначала не понял, что происходит, а когда пенсионеры поехали к детям после Нового года на пригородных электричках и выяснили, что их заставляют платить, то вышли на улицы, блокировали магистрали, разумеется, без подачи заявок и прочего. Тем не менее, власти позволили им нарушить все эти законы и пошли на уступки. Во многих местах даже не только вернули льготы, но и повысили пенсии.

И другие были прецеденты, например, в Пикалево, там позакрывали предприятия, люди вышли, блокировали, разумеется, никаких заявок никуда не подавали. И были, между прочим поддержаны президентом, который, как мы помним, обрушился на одного из местных олигархов и потребовал удовлетворить требования людей. Так что это не прецедент, постоянная политика российских властей.

Но это совершенно не значит, что власть будет так же относиться к людям, которые устраивают несанкционированные мероприятия, будучи связаны с политическими партиями. И тем более это касается тех, кто связан с иностранными центрами. К ним еще строже отношение. И в этом есть истинная справедливость: то, что позволено детям Божьим, то не позволено политическим активистам, — подчеркнул Сергей Марков.