Завершилось строительство российской части трансграничного железнодорожного моста через реку Амур из Еврейской автономной области в Китай. Китайская сторона достроила свою часть четыре года назад и ждала стыковки с российской стороны. Длина моста составляет более 2,2 километра. Из них только 309 метров приходятся на российскую сторону.
Вице-премьер — полпред президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев заявил, что это большое событие для всей страны, особенно в ситуации новых вызовов со стороны недружественных стран.
Мост, по его словам, станет ключевым звеном нового экспортного маршрута, стимулом для создания на Дальнем Востоке новых производств и логистических хабов, улучшит транспортную доступность сразу нескольких регионов Дальнего Востока.
Что изменится с запуском моста и когда по нему поедут первые поезда? На этот вопрос отвечает глава Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев:
— Грузы ждут и с китайской стороны, и с российской стороны, по этому переходу будет постоянное движение на 21 млн тонн в год. Прежде всего уголь, уголь сейчас — задача номер один, переходов не хватает, наши порты завалены, при этом Китай готов покупать все, увеличивать объемы. Если за прошлый год объем поставок превысил 60 млн тонн угля, то уже в этом году китайские покупатели готовы довести свои закупки до 100 млн тонн, только одним углем мы можем заполнить работу этого моста, это что касается российского экспорта. Что касается китайского импорта, то это могут быть поставки оборудования, которые нам сейчас срочно необходимы, станки, техника, в том числе сельхозтехника, все это в этом же регионе, в провинции Хэйлунцзян практически все есть и готово к отправкам в Россию.
— Как скоро могут ввести в эксплуатацию мост?
— Мост сдан в эксплуатацию. Если прекратить различные бюрократические проволочки с российской стороны, не с китайской стороны, это очень важно, у нас ведь находятся люди, которые еще до сих пор утверждают, что Китай может поддержать Запад в санкционной политике против России, то с завтрашнего дня можно запустить. Поэтому я считаю, что это может быть в ближайшие дни, если не в мае, то в июне точно уже пойдет грузопоток.
Россия уже готова к открытию переезда, как только китайские партнеры объявят об открытии своего участка, заявил Юрий Трутнев. Полный запуск моста ожидается в ближайшей перспективе.
Проблема в том, что из-за пандемии Китай приостановил решения по открытию границ, говорит собственный корреспондент «Новой газеты» Валерия Федоренко:
Валерия Федоренко собственный корреспондент «Новой газеты» «Дело в том, что на Дальнем Востоке в целом, а он большой, 11 регионов, во время пандемии грузопотоки все сосредоточились на наземном транспорте и идут через Приморский край в основном, поэтому сейчас очень важно не само открытие железнодорожного моста в Еврейской автономной области, а будут ли в связи с пандемией открыты границы как таковые, потому что все эти два с лишним года мы наблюдаем, что нет проблем в количестве погранпереходов, есть проблемы их открытости. Причем открытости со стороны Китайской Народной Республики, все зависит от наших соседей, а не от нас. А то, что открылся новый путь, — это замечательно, потому что, конечно, нам сейчас нужно развивать и увеличивать объемы торговли с Китайской Народной Республикой, все зависит исключительно от пандемии».
Этот мост значительно разгрузит остальные погранпереходы с Китаем и облегчит работу бизнеса, говорит гендиректор Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината в Еврейской автономной области Юрий Макаров:
Юрий Макаров гендиректор Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината в Еврейской автономной области «Вообще-то мы были инициаторами этого моста, мы выполнили проектные работы, так что, конечно же, мы очень довольны. Это не единственная дорога, но единственный мост через реку Амур железнодорожный. Есть грузовые переходы забайкальские, есть грузовые переходы в Гродеково, еще южнее в Приморье, но наиболее удобный для многих грузоотправителей Гродеково, и он забит под завязку. Очень часто бывает так, что из-за сильных дождей или сильных снегопадов проехать в Гродеково н
е получается. В этом смысле мост, конечно, очень важен, особенно с учетом того, что мы вынуждены огромное количество грузопотока везти вместо Европы на Восток. Весь Дальний Восток сшит двумя нитками, одна — это Транссиб, вторая — это БАМ. У Транссиба есть один выход в сторону Китая — это Забайкальск, следующий выход — это Гродеково, между ними несколько тысяч километров. Роль моста, который запущен вчера, в том, чтобы обеспечить еще один выход с Транссиба в сторону Китая. Это позволит развить экспорт в сторону Юго-Восточной Азии, позволит маневрировать экспортными потоками, перебросить часть из них с европейского направления на Дальний Восток, позволит разгрузить участок Транссиба от Хабаровска до Владивостока».
От ближайшей железнодорожной станции до моста около пяти километров. Мост однопутный с совмещенной колеей российского и китайского стандартов. Проект реализовал Российский фонд прямых инвестиций через Российско-китайский фонд. Строительство обошлось примерно в 10 млрд рублей.