Проведение земляных, дорожных и строительных работ хотят запретить на полгода, если на территории строительства будут обнаружены надгробия, памятники или останки воинов Великой Отечественной войны. Соответствующие поправки к Закону «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» внесли депутаты Госдумы 7 апреля. Дополнительно готовятся поправки в КоАП, которыми предусматривается, что максимальный штраф за нарушение такого запрета может достигать 100 тысяч рублей.
Эксгумация — сложный процесс
По данным Всероссийского информационно-поискового центра, в 2021-2022 годах было эксгумировано и захоронено свыше 21 тысячи останков воинов Великой Отечественной войны, прочитано 444 медальона, установлено 1346 имен.
Как рассказала «Парламентской газете» один из авторов законопроекта, председатель Комитета Госдумы по развитию гражданского общества Ольга Тимофеева, еще в прошлом созыве Госдумы межфракционная рабочая группа под ее руководством разработала законопроект о требованиях к правообладателям земельных участков, на которых обнаружены останки солдат Великой Отечественной.
«Год назад, 30 апреля, мы приняли соответствующий закон, — вспоминает она. — Прописали всю процедуру, кто, куда и в какие сроки уведомляет о находке. Ввели запрет на три месяца на земляные, дорожные и другие работы, которые могут повредить останки. Это уже стало большой помощью поисковикам», — сообщила парламентарий.
Согласно закону, если собственник — физическое или юридическое лицо — находит останки, то в течение трех дней он должен уведомить об этом органы местной власти, которые проверят, относятся ли эти останки к Великой Отечественной войне. Если да, то они уведомляют уполномоченный региональный орган власти, а тот принимает решение — сохранить это место и установить, например, памятник либо перенести останки. Как уже говорилось, сделать это необходимо в течение трех месяцев.
Но, как показала практика, этого срока недостаточно для всей процедуры эксгумации и захоронения. Ольга Тимофеева отметила, что сегодня не учитываются климатические и географические особенности регионов.
«А эксгумация достаточно сложный процесс. Поэтому мы предлагаем, чтобы в сложных случаях была возможность продлить ограничения еще на три месяца. Решение будет принимать соответствующий региональный орган власти», — добавила председатель Комитета Госдумы по развитию гражданского общества.
Какие будут штрафы
Вторая инициатива, которая только готовится к внесению в Госдуму, вводит обязанность информировать органы власти о таких находках для проведения экспертизы и принятия возможного решения о переносе стройки, если это необходимо. Также предусматривается административная ответственность за нарушение таких требований — для юридических лиц первоначально от 20 до 40 тысяч рублей, за повторное нарушение — от 40 до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
«Строится торговый центр, дорога, прокладываются коммуникации. Нашли останки — никто никуда ничего не сообщает, потому что это не выгодно. Вместе с Росреестром мы донастроили уже действующий закон, теперь есть очень четкие градации, что нужно сделать, как уведомить, когда ты обнаружил на своем земельном участке останки погибших, надгробия, памятники и другие мемориальные сооружения, объекты, связанные с захоронениями погибших при защите Отечества в период Великой Отечественной войны», — резюмировала Ольга Тимофеева.
Соавтор поправок и депутат Госдумы Ольга Занко уверена, что этот законопроект поможет «обрести покой воинам Великой Отечественной войны».
Летом прошлого года к Занко обратились представители Общественной палаты и поисковики Ленинградской области после вопиющей ситуации в Тосненском районе, когда собственник территории не остановил земляные работы после обнаружения останков воинов Великой Отечественной войны.
Заведено уголовное дело. В течение нескольких месяцев депутат встречалась с экспертным сообществом, историками, поисковиками, представителями органов региональной власти для обсуждения разных вопрос
ов и проблем поисковой деятельности. В ходе таких встреч и была поднята проблема объективной невозможности переноса останков за три месяца в зимнее время.